Гайд по половому воспитанию: как поговорить с ребенком об этом?
← Назад
22.03.2024
Мало кто из родителей хочет говорить с детьми о сексе. Мало кто из детей хочет говорить о сексе с мамами и папами. Но этот замкнутый круг начинает разрываться: взрослые все больше просвещаются на тему полового воспитания и приучают детей к мысли, что разговаривать о сексе нормально.
Красное лицо, сведенные брови, бегающий взгляд, напряженный вид – вот что видит ребенок, когда впервые спрашивает родителей, откуда он взялся. Казалось бы, невинный вопрос, заданный с искренним любопытством, вызывает такую странную реакцию.
В нашей стране отсутствует культура полового воспитания. В СССР так долго не было секса, что до сих пор мало кто решается о нем говорить. Многие взрослые теряются, пугаются и не знают что сказать, когда у ребенка появляются вопросы на интимные темы.
Некоторые родители считают, что чем раньше начать сексуальное просвещение детей, тем раньше они начнут вести половую жизнь. Но это не так, и родителям стоит понять, что рассказывать о сексе не значит учить им заниматься. Их задача намного глубже — научить ребенка понимать и принимать свое тело и сексуальность.
С какого возраста стоит начинать половое воспитание?
Некоторые считают, что поговорить с ребенком о половом воспитании нужно только при достижении им переходного возраста, но это совершенно неправильный подход. Эта тема больше про отношения, понимание границ и интимности, а не про секс, соответственно, она не имеет возрастных рамок.
С самого рождения эмоциональное, интеллектуальное и сексуальное развития человека должны проходить одновременно, поэтому психологи советуют начинать сексуальное просвещение с малых лет. Как только ребенок начинает говорить, уже можно постепенно объяснять простые и примитивные вещи, которые он сможет понять. Главное — говорить конкретно и по мере взросления выдавать новую информацию.
Кто с кем будет разговаривать?
Тема физического и полового развития очень деликатна, и если в раннем возрасте говорить с ребенком о половом воспитании могут оба родителя, то ближе к переходному периоду мамам лучше разговаривать с дочками, а отцам с сыновьями. В таком случае детям будет проще и комфортнее воспринимать информацию, да и не все взрослые смогут объяснить некоторые интимные подробности про противоположный пол. В неполных семьях в таком случае лучше привлечь взрослого человека одного пола с ребенком, который имеет для него авторитет. Это могут быть дедушки, бабушки, тети, дяди или друзья семьи.
Что и в каком возрасте должен знать ребенок?
Не существует точного плана, подходящего каждому ребенку, в котором указано, когда и что ему нужно рассказать. Есть только рекомендации психологов, чтобы родители могли сориентироваться, примерно в каком возрасте о чем будет интересно узнать ребенку. В любом случае все эти цифры очень обобщены, и в такой деликатной теме всегда нужно ориентироваться на чувства и потребности детей, ведь все они разные и развиваются в своем темпе, и если ребенок заинтересовался чем-то раньше или позже, это абсолютно нормально.
Первый год в жизни малыша очень важен телесный контакт. С его помощью формируется эмоциональное отношение ребенка к окружающим людям. В это время мама должна удовлетворять его потребности в любви, прикосновениях.
В 2-3 года ребенок определяется со своим полом, понимает, кто он, и задается вопросом, откуда взялся. Выдумки про аиста и капусту лучше забыть, такая ложь, даже если она во благо, потом раскроется и понизит авторитет родителей в глазах ребенка. Лучше сказать, что он родился из животика, и далее сам ребенок будет придумывать более сложные вопросы в процессе взросления.
С помощью картинок или рисунков можно начать изучать тело, пояснять, как называется определенная часть, и объяснять, для чего она нужна. Мальчики и девочки должны не только знать про пенис, яички, вульву, влагалище и другие половые органы, но и понимать, для чего они нужны. Главное называть вещи своими именами и объяснять простыми словами без лишних подробностей, если ребенок их не просит.
В возрасте от 3 до 6 лет детям становятся интересны различия между полами. Они интересуются, чем девочки отличаются от мальчиков, как устроено тело, женская и мужская половые системы. Это пора «острых вопросов», когда дети начинают интересоваться, как они появились на свет. Исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте в норме интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола, а тематика задаваемые вопросов распределяется примерно следующим образом:
— в 3-4 года малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети и откуда взялся он сам;
— в 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;
— в 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.
В это время очень важно обозначить, к каким частям тела могут прикасаться другие люди, а к каким нет, показывая границу, которую люди не могут нарушать, если человек этого не хочет.
Детям проще всего объяснить, что у девочек интимная зона — участки, которые прикрывает купальник, а у мальчиков — трусы.
Как правило, дошкольнику не нужны конкретные рассказы о тонкостях физической и эмоциональной стороны половых взаимоотношений. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания. На первых порах Вашему ребенку вполне достаточно будет узнать, что он появился на свет, потому что мама и папа полюбили друг друга, и когда пришло время родиться малышу, врач помогал маме во время родов. Дайте ребенку почувствовать свою собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим. В этом ключе важно формировать представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка — большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее.
Каждый ребенок уникален, и его интересы и вопросы могут быть очень разнообразны. Важно предоставлять им информацию, соответствующую их возрасту и уровню понимания. Например, при обсуждении различий между мальчиками и девочками, можно начать с простых наблюдений, а затем, в зависимости от интереса ребенка, постепенно переходить к более подробному объяснению.
Следует помнить, что ребенок воспринимает информацию легче, когда она представлена в доступной и интересной форме. Поэтому важно уметь донести сложные вопросы до маленьких слушателей, используя простые и понятные слова, а также иллюстрации и игровые формы.
В процессе общения с ребенком о половом воспитании, родителям следует быть открытыми и честными, отвечая на его вопросы без излишней сложности и стеснения. Объясняя процесс рождения и беременности, можно использовать аналогии из повседневной жизни и приводить примеры, понятные малышу.
Кроме того, важно помнить о том, что общение о половом воспитании должно быть взаимным процессом, включающим в себя не только донесение информации, но и обмен эмоциями и чувствами. Создание атмосферы доверия и поддержки позволит ребенку чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и вопросы.
Получив даже полное объяснение, дети еще не раз вернуться к этим вопросам.
Ближе к 7 годам дети начинают отыгрывать ролевые модели, играть в семью, и у них снова возникают вопросы о своем появлении на свет. Тогда можно объяснить процесс зачатия чуть подробнее, сказать, что папа отдает клеточку маме, эта клеточка попадает маме в животик, и там начинается развитие ребенка.
В отдельной статье мы сделали подборку книг о половом воспитании, которая может быть Вам в помощь.
До 10-12 лет рассказать о существовании любви и секса между мужчиной и женщиной, но конечно, нужно сделать акцент, что это происходит только во взрослом возрасте.
Также до 12 лет дети должны узнать о менструациях у девочек и поллюции у мальчиков, что с наступлением переходного периода их тело начнет перестраиваться, и это естественно. В ином случае ребенок может испугаться, когда изменения начнутся, а он не будет знать, что с ним происходит.
Подборку книг по данной теме Вы можете посмотреть в статье «Гайд по половому воспитанию: книги для детей и подростков».
22.03.2024
Красное лицо, сведенные брови, бегающий взгляд, напряженный вид – вот что видит ребенок, когда впервые спрашивает родителей, откуда он взялся. Казалось бы, невинный вопрос, заданный с искренним любопытством, вызывает такую странную реакцию.
В нашей стране отсутствует культура полового воспитания. В СССР так долго не было секса, что до сих пор мало кто решается о нем говорить. Многие взрослые теряются, пугаются и не знают что сказать, когда у ребенка появляются вопросы на интимные темы.
Некоторые родители считают, что чем раньше начать сексуальное просвещение детей, тем раньше они начнут вести половую жизнь. Но это не так, и родителям стоит понять, что рассказывать о сексе не значит учить им заниматься. Их задача намного глубже — научить ребенка понимать и принимать свое тело и сексуальность.
С какого возраста стоит начинать половое воспитание?
Некоторые считают, что поговорить с ребенком о половом воспитании нужно только при достижении им переходного возраста, но это совершенно неправильный подход. Эта тема больше про отношения, понимание границ и интимности, а не про секс, соответственно, она не имеет возрастных рамок.
С самого рождения эмоциональное, интеллектуальное и сексуальное развития человека должны проходить одновременно, поэтому психологи советуют начинать сексуальное просвещение с малых лет. Как только ребенок начинает говорить, уже можно постепенно объяснять простые и примитивные вещи, которые он сможет понять. Главное — говорить конкретно и по мере взросления выдавать новую информацию.
Кто с кем будет разговаривать?
Тема физического и полового развития очень деликатна, и если в раннем возрасте говорить с ребенком о половом воспитании могут оба родителя, то ближе к переходному периоду мамам лучше разговаривать с дочками, а отцам с сыновьями. В таком случае детям будет проще и комфортнее воспринимать информацию, да и не все взрослые смогут объяснить некоторые интимные подробности про противоположный пол. В неполных семьях в таком случае лучше привлечь взрослого человека одного пола с ребенком, который имеет для него авторитет. Это могут быть дедушки, бабушки, тети, дяди или друзья семьи.
Что и в каком возрасте должен знать ребенок?
Не существует точного плана, подходящего каждому ребенку, в котором указано, когда и что ему нужно рассказать. Есть только рекомендации психологов, чтобы родители могли сориентироваться, примерно в каком возрасте о чем будет интересно узнать ребенку. В любом случае все эти цифры очень обобщены, и в такой деликатной теме всегда нужно ориентироваться на чувства и потребности детей, ведь все они разные и развиваются в своем темпе, и если ребенок заинтересовался чем-то раньше или позже, это абсолютно нормально.
Первый год в жизни малыша очень важен телесный контакт. С его помощью формируется эмоциональное отношение ребенка к окружающим людям. В это время мама должна удовлетворять его потребности в любви, прикосновениях.
В 2-3 года ребенок определяется со своим полом, понимает, кто он, и задается вопросом, откуда взялся. Выдумки про аиста и капусту лучше забыть, такая ложь, даже если она во благо, потом раскроется и понизит авторитет родителей в глазах ребенка. Лучше сказать, что он родился из животика, и далее сам ребенок будет придумывать более сложные вопросы в процессе взросления.
С помощью картинок или рисунков можно начать изучать тело, пояснять, как называется определенная часть, и объяснять, для чего она нужна. Мальчики и девочки должны не только знать про пенис, яички, вульву, влагалище и другие половые органы, но и понимать, для чего они нужны. Главное называть вещи своими именами и объяснять простыми словами без лишних подробностей, если ребенок их не просит.
В возрасте от 3 до 6 лет детям становятся интересны различия между полами. Они интересуются, чем девочки отличаются от мальчиков, как устроено тело, женская и мужская половые системы. Это пора «острых вопросов», когда дети начинают интересоваться, как они появились на свет. Исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте в норме интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола, а тематика задаваемые вопросов распределяется примерно следующим образом:
— в 3-4 года малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети и откуда взялся он сам;
— в 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;
— в 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.
В это время очень важно обозначить, к каким частям тела могут прикасаться другие люди, а к каким нет, показывая границу, которую люди не могут нарушать, если человек этого не хочет.
Детям проще всего объяснить, что у девочек интимная зона — участки, которые прикрывает купальник, а у мальчиков — трусы.
Как правило, дошкольнику не нужны конкретные рассказы о тонкостях физической и эмоциональной стороны половых взаимоотношений. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания. На первых порах Вашему ребенку вполне достаточно будет узнать, что он появился на свет, потому что мама и папа полюбили друг друга, и когда пришло время родиться малышу, врач помогал маме во время родов. Дайте ребенку почувствовать свою собственную ценность, радость и благодарность оттого, что он родился и любим. В этом ключе важно формировать представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка — большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее.
Каждый ребенок уникален, и его интересы и вопросы могут быть очень разнообразны. Важно предоставлять им информацию, соответствующую их возрасту и уровню понимания. Например, при обсуждении различий между мальчиками и девочками, можно начать с простых наблюдений, а затем, в зависимости от интереса ребенка, постепенно переходить к более подробному объяснению.
Следует помнить, что ребенок воспринимает информацию легче, когда она представлена в доступной и интересной форме. Поэтому важно уметь донести сложные вопросы до маленьких слушателей, используя простые и понятные слова, а также иллюстрации и игровые формы.
В процессе общения с ребенком о половом воспитании, родителям следует быть открытыми и честными, отвечая на его вопросы без излишней сложности и стеснения. Объясняя процесс рождения и беременности, можно использовать аналогии из повседневной жизни и приводить примеры, понятные малышу.
Кроме того, важно помнить о том, что общение о половом воспитании должно быть взаимным процессом, включающим в себя не только донесение информации, но и обмен эмоциями и чувствами. Создание атмосферы доверия и поддержки позволит ребенку чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и вопросы.
Получив даже полное объяснение, дети еще не раз вернуться к этим вопросам.
Ближе к 7 годам дети начинают отыгрывать ролевые модели, играть в семью, и у них снова возникают вопросы о своем появлении на свет. Тогда можно объяснить процесс зачатия чуть подробнее, сказать, что папа отдает клеточку маме, эта клеточка попадает маме в животик, и там начинается развитие ребенка.
В отдельной статье мы сделали подборку книг о половом воспитании, которая может быть Вам в помощь.
До 10-12 лет рассказать о существовании любви и секса между мужчиной и женщиной, но конечно, нужно сделать акцент, что это происходит только во взрослом возрасте.
Также до 12 лет дети должны узнать о менструациях у девочек и поллюции у мальчиков, что с наступлением переходного периода их тело начнет перестраиваться, и это естественно. В ином случае ребенок может испугаться, когда изменения начнутся, а он не будет знать, что с ним происходит.
Подборку книг по данной теме Вы можете посмотреть в статье «Гайд по половому воспитанию: книги для детей и подростков».
Родители имеют возможность и ответственность стать первым источником информации для своего ребенка о половом воспитании. Разговоры в семье, проведенные в безопасной и уважительной обстановке, помогут ребенку понять и освоить эту важную тему, сохраняя его психологическое здоровье и безопасность.