Метод Глена Домана

глен доманГленн Доман

Гленн Доман (англ. Glenn Doman; 1919—2013) —американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Гленна Домана звучит так: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

Метод Домана (методика Домана-Делакато, «паттернинг») — серия восстанавливающих  и обучающих методик для детей, разработанных Гленом Доманом и основанным им Институт Развития Человеческого потенциала (англ. The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).

Развивающие методики

В Институте Развития Человеческого Потенциала под руководством Гленна Домана были разработаны различные  обучающие и  развивающие методики для детей. В серию методик входит необычно раннее (с первого года жизни) обучение чтению и математике, а также методики физического развития.

В основе метода лежит утверждение, что чем интенсивнее нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем лучше развивается его интеллект. Практически с самого рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. Начиная с трех-шести месяцев малышу регулярно показывают карточки, позволяющие ему научиться чтению, счету и получить энциклопедические знания. Каждую карточку взрослый показывает 1-2 секунды. По мере того, как ребенок взрослеет, увеличивается количество карточек и продолжительность занятий.

Исследования, проведённые учеными, показывают, что ребёнок в первые 6 лет жизни получает больше знаний, чем за остальную долгую жизнь. По методикам Домана рекомендуется начинать обучение уже в 3-6 месяцев, поскольку «с 6-7 лет у детей начинается Обучение, а Познание — идет с самого рождения».

Доман считает, что «Человеческий мозг — это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».  

Обучение чтению по методике Домана

Раннее (в два года и даже раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек (карточки Домана) — пожалуй, наиболее распространённое применение методик Гленна Домана. Основной идеей обучения является запоминание ребёнком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, основным приемом — многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова.

доман1

Основные тезисы методики Глена Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»):

 Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

— Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

— Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

 Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

— Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

доман2Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана: 

1.    Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2.    Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3.    Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4.    Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5.    Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6.    Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7.    Чаще вводите новый материал.

8.    Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9.    Не проверяйте знания своего ребенка.

10.    Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11.    Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

По книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным».